Изучение текущей ситуации в организации является первым шагом на пути подготовки мероприятий по повышению эффективности ее работы, и планирования изменений в организационной структуре, системе оплаты труда или кадровой политике. Один из способов предвидения и распознавания проблем в организации — это диагностика, представляющая собой комплекс способов, приемов и методов исследования организации, который позволяет с минимумом затрат и в короткие сроки получать четкое представление о ее ресурсах, проблемах и возможности инициировать организационные изменения и мобилизовать имеющиеся силы для проведения их.
Организационная диагностика — это сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных её подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи считают организационную диагностику разновидностью социальной диагностики. Она так же является популярным инструментом консультантов по управлению и менеджеров при проведении изменений в компаниях. Организационную диагностику можно охарактеризовать как процесс описания текущего состояния компании, целью которого является обнаружение проблем её функционирования и факторов их возникновения.