Общая информация о смазочных материалах
Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло. По мере появления более сложных механизмов эксплуатационные требования к смазкам возрастали, в связи с чем в натуральную жировую основу начали добавлять мыло, графит, квасцы и прочие ингредиенты, снижающие коэффициент трения. Но получаемые смеси дорого стоили и имели низкую термостабильность. Поэтому во второй половине XIX века, с внедрением в производство быстроходных станков, мощного прессового оборудования, паровых машин и т.д., инженеры и химики упорно искали приемлемые по цене материалы, способные сохранять смазывающую способность при высоких температурах. Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:
- - надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров; отводят излишнее тепло в двигателях внутреннего сгорания;
- - при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
- - используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
- - герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.
Бурное развитие техники и технологий в мире привело к необходимости создания смазочных материалов соответствующих новым запросам: более специфических и специализированных масел и смазок, подходящих под конкретный вид оборудования и агрегатов. Именно поэтому, очень быстро, созрела необходимость в стандартизации требований к смазочным материалам производимым огромным множествам компаний во всём мире. Ведущие компании в этой отрасли начали создавать свои собственные требования к характеристикам масел и смазок, что привело , в свою очередь, к формированию сегодняшних стандартов и классификаций, к соответствию к которых стремятся большинство производителей смазочных материалов в мире.
Всемирные классификации смазочных материалов
Другой важной составляющей классификации моторных масел являются собственные классификации и допуски к применению подавляющего большинства производителей техники и оборудования требующие применение смазочных материалов в них, так называемые OEM производители ((англ. original equipment manufacturer - оригинальный производитель оборудования»). Каждый такой производитель, будь то BMW или VW, SCANIA или ZF, создают собственные оригинальные тесты для масел работающих в их оборудовании и тем самым предоставляют официальные допуски (разрешения) на применение тестируемого смазочного материала в их оборудовании, присваивая тестируемому маслу то или иное внутреннее наименование допуска.
Спецификации и допуски OEM производителей