SAE
КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ ПО SAE
Спецификация SAE (Society of Automotive Engineers - американская Ассоциация Автомобильных Инженеров) основная классификация моторных масел, регламентирующая вязкость масла. Она описывает свойства вязкости и текучести – а, именно, способности масла течь и, одновременно, "прилипать" к поверхности двигателя.
По данной классификации все моторные масла делятся на 11 больших подкатегорий (6 зимних: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W; и 5 летних: 20, 30, 40, 50, 60). Буква W обозначает зимнее (Winter), а сдвоенный номер указывает на всесезонность масла (например, 5W30, 10W40). В таком соотношении первые цифры указывают на температуру безопасного пуска в зимнее время (общепринято используется от -40 0С, т.е. масла 0W можно использовать при -40, 5W при -35 и т.д.), последующие характеризуют сохранение работоспособности масла в высокотемпературных зонах двигателя. Чем меньше последние цифры – тем консистенция масла более жидкая. Жидкое масло работает лучше в зимнее время. Более густое масло надежнее при перегревах двигателя, в жарком климате и для старых изношенных движков.
Графически соотношение температур для классификации SAE представляется следующим образом:
Важно помнить, что данная спецификация довольна общая. Не стоит опираться исключительно на точный подбор масла под общие температурные показатели региона проживания, лучше всегда брать с запасом. Каждый двигатель, каждой марки автомобиля отличается уникальным сочетанием степени форсированности, теплонапряженности, особенностей конструкции, применяемых материалов и так далее, вплоть до качества обработки поверхностей. Поэтому, для получения максимальной производительности и эффективности стоит опираться на все спецификации моторного масла, для конкретной модели двигателя.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ SAE
Разработка моторного масла сверхнизкой вязкости 0W-8 2020-01-1425
Дальнейшее улучшение топливной экономичности двигателя внутреннего сгорания необходимо для сокращения выбросов CO2 и решения серьезных глобальных экологических проблем. Хотя снижение вязкости моторного масла является эффективным способом повышения экономии топлива, оно может снизить износостойкость. Вот почему важно добиться как улучшения топливной экономичности, так и надежности. Поэтому было разработано новое моторное масло 0W-8 сверхнизкой вязкости чем добились улучшения экономии топлива на 0,8% по сравнению с коммерческим моторным маслом 0W-16. Для этого нового масла был снижен коэффициент трения в режиме граничной смазки за счет применения пленкообразователя и моющего средства на основе бората кальция. Пленкообразователь увеличил толщину масляной пленки без увеличения вязкости масла. Моющее средство на основе бората кальция усиливает эффект снижения трения дитиокарбамата молибдена (MoDTC). Применяя эти технологии, было разработано моторное масло, которое успешно обеспечило желаемую топливную экономичность и надежность. Разработанное масло также соответствует новой спецификации JASO GLV-1.
Новые классы вязкости трансмиссионного масла: SAE 65, 70 и 75
В феврале 2019 года был обновлен стандарт SAE J306, устанавливающий пределы для классов вязкости трансмиссионного масла. Были введены три новых класса вязкости — SAE 65, 70 и 75, а пределы для класса SAE 80 были скорректированы, чтобы сузить широкое кинематическое окно вязкости, которое существовало ранее. Новые классы были добавлены, чтобы отразить потребности современных коробок передач, которым требуются масла с более низкой вязкостью.
Обновленные ограничения SAE J306 выглядят следующим образом:
Класс вязкости SAE |
Максимальная температура для вязкости 150 000 сП (°C) |
Кинематическая вязкость при 100 °C (сСт) минимум |
Кинематическая вязкость при 100 °C (сСт) максимум |
70 W |
-55 |
3.8 |
- |
75 W |
-40 |
3.8 |
- |
80 W |
-26 |
8.5 |
- |
85 W |
-12 |
11.0 |
- |
65 |
- |
3.8 |
<5.0 |
70 |
- |
5.0 |
<6.5 |
75 |
- |
6.5 |
<8,5 |
80 |
- |
8.5 |
<11.0 |
85 |
- |
11.0 |
<13,5 |
90 |
- |
13.5 |
<18,5 |
110 |
- |
18.5 |
<24.0 |
140 |
- |
24.0 |
<32,5 |
190 |
- |
32,5 |
<41,0 |
250 |
- |
41.0 |
- |
Для постоянной защиты коробки передач всегда выбирайте трансмиссионное масло, соответствующее рекомендациям производителя.
Классы вязкости SAE 8 и SAE 12
20 января 2015 года Общество инженеров-автомобилестроителей, SAE, добавило два новых класса вязкости в свою самую популярную систему классификации вязкости, определенную в соответствии со стандартом SAE J 300. Новые классы вязкости — SAE 8 и SAE 12, определяющие новые пределы для будущих моторных масел, разработанных для еще большей экономии топлива.
Оба класса вязкости SAE 8 и SAE 12 являются классами вязкости при рабочей температуре, поэтому они имеют минимальные и максимальные пределы относительно их кинематической вязкости при низкой скорости сдвига при 100 °C и минимальные пределы относительно их вязкости при высокой скорости сдвига при 150 °C. Чтобы моторное масло соответствовало требованиям SAE 8, его кинематическая вязкость при низкой скорости сдвига при 100 °C должна быть в пределах от 4 до 6,1 мм2 / с, в то время как его вязкость при высокой скорости сдвига должна быть не менее 1,7 мПа*с при 150 °C. В случае SAE 12 коэффициент вязкости при низкой скорости сдвига должен быть в диапазоне 5,0–7,1 мм2 / с, в то время как вязкость при высокой скорости сдвига должна быть 2,0 мПа*с или выше. Пределы коэффициента вязкости при низкой скорости сдвига для SAE 8, SAE 12 и SAE 16 перекрываются, что обеспечивает большую гибкость при проектировании смазочных материалов.
Класс вязкости SAE |
Низкотемпературная вязкость (°C), сП макс. |
Низкотемпературная (°C) вязкость перекачивания, сП макс. без предела текучести |
Кинематическая вязкость при низкой скорости сдвига (сСт) при 100 °C мин. |
Кинематическая вязкость при низкой скорости сдвига (сСт) при 100 °C макс. |
Вязкость при высокой скорости сдвига, сП при 150 °C мин. |
8 |
- |
- |
4.0 |
<6.1 |
1.7 |
12 |
- |
- |
5.0 |
<7.1 |
2.0 |
16 |
- |
- |
6.1 |
<8.2 |
2.3 |
Выдержка из SAE J 300
Эти новые классы вязкости позволяют разрабатывать и производить смазочные материалы, которые обеспечивают лучшую экономию топлива. Honda была первым автопроизводителем, который запросил введение этих новых классов после успешного завершения испытаний с использованием масел с аналогичными параметрами. Хотя эти новые классы вязкости, безусловно, задали путь для разработки моторных масел, на данный момент вы не найдете на полках никаких масел SAE 8 или SAE 12. И даже когда появятся реальные продукты, соответствующие этим спецификациям, они будут пригодны только для двигателей, разработанных с учетом этих масел. Другие двигатели, включая большинство старых, не будут достаточно хорошо защищены этими очень жидкими маслами.