API

                                             

 

СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ API (EOLCS)

 

Система лицензирования и сертификации моторных масел API (EOLCS) — это добровольная программа лицензирования и сертификации, которая позволяет предприятиям сбыта, отвечающим установленным требованиям, использовать знаки качества моторного масла API. Программа API EOLCS, запущенная в 1993 году, — это плод совместных усилий представителей нефтяной и присадочной отраслей, производителей автомобилей и двигателей Ford, General Motors и Fiat Chrysler, а также компаний-членов Ассоциации производителей автомобилей Японии и Ассоциации производителей грузовых автомобилей и двигателей. Эксплуатационные требования и методы испытаний устанавливаются производителями автомобилей и двигателей и такими техническими обществами и торговыми ассоциациями, как ASTM, SAE и Американский химический совет (ACC).

Программа API EOLCS поддерживается программой мониторинга и обеспечения соблюдения требований, которая контролирует соблюдение требований со стороны обладателей лицензии. Сюда входит проведение физических, химических и эксплуатационных испытаний лицензированных моторных масел и контроль за правильностью размещения знаков API на контейнерах и достоверностью доносимой до потребителей информации.

Около половины обладателей лицензии программы API EOLCS составляют компании в США, другую половину — компании из разных уголков мира. Полный перечень обладателей лицензии доступен в Списке держателей лицензии.

                                          

 

КАТЕГОРИИ МАСЕЛ ПО API

Cистема классификации моторных масел API (Американского Нефтяного Института) была создана в 1969 году. По системе API установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:
S (Service) — состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке.
C (Commercial) — состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке.
EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла. Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.

 

Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Пример: API SM/CF.
 

Ниже представлены текущие и предыдущие категории обслуживания API в удобном табличном формате. Прежде чем обращаться к этим таблицам, владельцам транспортных средств следует изучить руководство по эксплуатации своего автомобиля. У масла может быть несколько эксплуатационных уровней. В случае автомобильных бензиновых двигателей последняя категория обслуживания масла включает эксплуатационные свойства каждой предшествующей категории. Если, согласно руководству по эксплуатации, требуется масло API SJ или SL, то масло API SN обеспечит полную защиту. В случае дизельных двигателей последняя категория обычно, но не всегда, включает эксплуатационные свойства предшествующей категории.

Спецификации API FA-4 и FA-4 Donut выделяют определенные масла XW-30, разработанные специально для использования в отдельных высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, отвечающих стандартам парниковых выбросов от автомобильных двигателей 2017 модельного года. Масла API FA-4 не являются взаимозаменяемыми или обратно совместимыми с маслами CK-4, CJ-4, CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. Чтобы определить, подходят ли для использования масла API FA-4, изучите рекомендации производителя двигателя.

 

Базовые масла

Основа товарного масла — базовые масла,  делятся на пять групп, определенных Американским институтом нефти (API) следующим образом:

    • Группа I – Парафиновое минеральное масло, обычно получаемое из нефти с помощью процессов экстракции растворителем, с содержанием серы >0,03% и/или насыщенных углеводородов <90%. Индекс вязкости (VI) колеблется от 80 до 120.
    • Группа II – Парафиновое минеральное масло, обычно получаемое из нефти с помощью комбинации экстракции растворителем и каталитических процессов, с содержанием серы <0,03% и насыщенными насыщенными соединениями >90%. Индекс вязкости колеблется от 80 до 120.
    • III группа – Парафиновое масло, полученное из нефти по тяжелым процессам гидрокрекинга, с содержанием серы <0,03% и насыщением >90%. Индекс вязкости >120. Масла группы III широко (но не повсеместно) считаются синтетическими. Базовые масла для преобразования газа в жидкость (GTL) классифицируются как материалы Группы III.
    • Группа IV . Жидкости на основе полиальфаолефинов (ПАО) являются единственным членом группы IV. ПАО представляют собой синтетические базовые компоненты смазочных материалов, которые синтезируются путем полимеризации линейных альфа-олефинов.
    • Группа V – В эту группу входят все базовые компоненты, не включенные в другие категории. Сюда входят все синтетические жидкости, кроме ПАО. Группа V включает нафтеновые минеральные масла, натуральные сложные эфиры (растительные масла), синтетические сложные эфиры, силиконовые масла и все другие синтетические углеводороды (кроме полиальфаолефинов).

 

Бензиновые категории

Ниже представлены текущие и предыдущие категории обслуживания API. Прежде чем обращаться к этим таблицам, владельцам транспортных средств следует изучить руководство по эксплуатации своего автомобиля. У масла может быть несколько эксплуатационных уровней.

В случае автомобильных бензиновых двигателей последняя категория обслуживания API включает эксплуатационные свойства каждой предшествующей категории и может использоваться для обслуживания более старых двигателей, для которых рекомендовались масла предшествующих категорий.

 

Категория

Статус

Применяемость

 

SP

 

Актуально

 

Категория представлена  в мае 2020 года, предназначена для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного воспламенения (LSPI), защиты от износа цепи газораспределения, улучшенной защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, а также более строгого контроля шлама и лака. API SP с сохранением ресурсов соответствует стандарту ILSAC GF-6A, сочетая производительность API SP с улучшенной экономией топлива, защитой системы контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на топливе, содержащем этанол, до E85.

SN

Актуально

Категория введена в октябре 2010 года и призвана обеспечить улучшенную защиту от высокотемпературных отложений на поршнях и турбокомпрессорах, более жесткий контроль окисления и улучшенную совместимость с уплотнителями. Масла категории API SN с Resource Conserving соответствуют стандарту ILSAC GF-5, обладают эксплуатационными характеристиками API SN, а также улучшенной экономией топлива, защитой турбокомпрессоров, совместимостью с системой понижения токсичности выхлопа и защитой двигателей, работающих на маслах с содержанием этанола вплоть до E85.

SM

Актуально

Для автомобильных двигателей 2010 года выпуска и старше.

SL

Актуально

Для автомобильных двигателей 2004 года выпуска и старше.

SJ

Актуально

Для автомобильных двигателей 2001 года выпуска и старше.

SH

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1996 года. Может не обеспечивать адекватную защиту от отложений, окисления и износа двигателя.

SG

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1993 года. Может не обеспечивать адекватную защиту от отложений, окисления и износа двигателя.

SF

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1988 года. Может не обеспечивать адекватную защиту от отложений в двигателе.

SE

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1979 года.

SD

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1971 года. В более современных двигателях может работать неудовлетворительно или наносить вред оборудованию.

SC

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1967 года. В более современных двигателях может работать неудовлетворительно или наносить вред оборудованию.

SB

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1951 года. В более современных двигателях может работать неудовлетворительно или наносить вред оборудованию.

SA

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не содержит присадок. Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1930 года. В современных двигателях может работать неудовлетворительно или наносить вред оборудованию.

 

 

 

Дизельные категории С

(Придерживайтесь рекомендаций производителя автомобиля в отношении эксплуатационных уровней масла.)

Категория

Статус

Обслуживание

CK-4

Актуально

Категория обслуживания API CK-4 описывает масла, предназначенные для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, отвечающих стандартам выбросов от автомобильных двигателей 2017 модельного года и двигателей неавтомобильного применения 4 категории, а также в дизельных двигателях предыдущего модельного года. Эти масла разработаны для использования во всех двигателях с дизельным топливом с содержанием серы до 500 мг/кг (0,05% веса). Однако использование этих масел в топливе с содержанием серы сверх 15 мг/кг (0,0015% веса) может повлиять на долговечность системы нейтрализации выхлопных газов и (или) интервалы замены масла. Эти масла особенно эффективно поддерживают долговечность системы понижения токсичности выхлопа в случаях, когда используются сажевые фильтры и другие усовершенствованные системы нейтрализации выхлопных газов. Масла категории API CK-4 обеспечивают усиленную защиту от окисления масла, потери вязкости из-за сдвигов и аэрации масла, а также защиту от отравления катализатора, закупоривания сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, ухудшения низкотемпературных и высокотемпературных свойств и повышения вязкости в связи с нагаром. Масла API CK-4 превосходят по эксплуатационным свойствам масла API CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4 и служат эффективным смазочным материалом для двигателей, требующих этих категорий обслуживания API. При использовании масла CK-4 с топливом с содержанием серы более 15 мг/кг необходимо проконсультироваться с производителем двигателя для получения рекомендаций касательно интервалов обслуживания.

CJ-4

Актуально

Описывает масла, предназначенные для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, отвечающих стандартам выбросов от автомобильных двигателей 2010 модельного года и двигателей неавтомобильного применения 4 категории, а также в дизельных двигателях предыдущего модельного года. Эти масла разработаны для использования во всех двигателях с дизельным топливом с содержанием серы до 500 мг/кг (0,05% веса). Однако использование этих масел в топливе с содержанием серы сверх 15 мг/кг (0,0015% веса) может повлиять на долговечность системы нейтрализации выхлопных газов и (или) интервалы замены масла. Масла API CJ-4 превосходят по эксплуатационным свойствам масла API CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и служат эффективным смазочным материалом для двигателей, требующих этих категорий обслуживания API. При использовании масла CJ-4 с топливом с содержанием серы более 15 мг/кг необходимо проконсультироваться с производителем двигателя для получения рекомендаций касательно интервалов обслуживания.

CI-4 

Актуально

Введена в 2002 году. Предназначена для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, отвечающих стандартам выбросов выхлопных газов на 2004 год, введенным в 2002 году. Масла CI-4 поддерживают долговечность двигателей, в которых применяется рециркуляция выхлопных газов, и предназначены для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,5% веса. Можно использовать в качестве замены масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Некоторые масла CI-4 также могут соответствовать категории CI-4 PLUS.

CH-4

Актуально

Введена в 1998 году. Предназначена для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, отвечающих стандартам выбросов выхлопных газов 1998 года. Масла CH-4 разработаны специально для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,5% веса. Можно использовать в качестве замены масел CD, CE, CF-4 и CG-4.

CG-4

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, выпущенных после 2009 года.

CF-4

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, выпущенных после 2009 года.

CF-2

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, выпущенных после 2009 года. У двухтактных двигателей могут быть иные требования к смазке, чем у четырехтактных, поэтому за соответствующими рекомендациями следует обращаться к производителю.

CF

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, выпущенных после 2009 года. Как правило, масла более новой категории C являются более подходящими или предпочтительными для автомобильных дизельных двигателей, для которых указывались масла CF. Однако старое оборудование и (или) двухтактные дизельные двигатели, особенно ориентированные на однодиапазонные масла, могут требовать использования масел категории CF.

CE

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, выпущенных после 1994 года.

CD-II

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, выпущенных после 1994 года.

CD

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, выпущенных после 1994 года.

CC

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1990 года.

CB

Устарело

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1961 года.

CA

Устарело 

ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1959 года.

 

 

Дизельная категория F

 

(Придерживайтесь рекомендаций производителя автомобиля в отношении эксплуатационных уровней масла.)

Категория

Статус

Обслуживание

FA-4

Актуально

Категория обслуживания API FA-4 выделяет определенные масла XW-30, разработанные специально для использования в отдельных высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, отвечающих стандартам парниковых выбросов от автомобильных двигателей 2017 модельного года. Эти масла разработаны для использования в автомобильных двигателях с дизельным топливом с содержанием серы до 15 мг/кг (0,0015% веса). За индивидуальными рекомендациями по совместимости с маслами API FA-4 следует обращаться к производителю двигателя. Эти масла разработаны для диапазона высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига в 2,9–3,2 сП в целях снижения парниковых выбросов. Эти масла особенно эффективно поддерживают долговечность системы понижения токсичности выхлопа в случаях, когда используются сажевые фильтры и другие усовершенствованные системы нейтрализации выхлопных газов. Масла категории API FA-4 обеспечивают усиленную защиту от окисления масла, потери вязкости из-за сдвигов и аэрации масла, а также защиту от отравления катализатора, закупоривания сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, ухудшения низкотемпературных и высокотемпературных свойств и повышения вязкости в связи с нагаром. Масла API FA-4 не являются взаимозаменяемыми или обратно совместимыми с маслами API CK-4, CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. Чтобы определить, подходят ли для использования масла API FA-4, изучите рекомендации производителя двигателя. Масла API FA-4 не рекомендуется использовать с топливом с содержанием серы более 15 мг/кг. За рекомендациями в отношении топлива с содержанием серы более 15 мг/кг следует обращаться к производителю двигателя.

 

 

Классификация Трансмиссионных масел по API

Для трансмиссии стандарт API разработал собственные 6 групп, они делят продукцию по применению, типу зубчатой передачи, нагрузкам в зонах сцепления и максимально допустимого температурного показателя. Пересекается с существующими в нашей стране стандартами ГОСТ, потому их целесообразно совместить в одну таблицу.

 

API

ГОСТ

  Характеристики и подходящие конструкции

GL2

ТМ-1

Минеральная база без добавления присадок или с компонентами, уменьшающими окисление и пенообразование, без противозадирных. Используется в ручных коробках с малыми показателями удельного давления и скорости скольжения. Передачи цилиндрические, червячные, спирально-конические зубчатые.

GL2

ТМ-2

Червячные передачи, используемые в условиях, описанных для класса GL-1, но с повышением требований к антифрикционным качествам.

GL3

ТМ-3

Большое количество присадок со свойствами на уровне MIL-L-2105. Совместимо со ступенчатыми коробками и рулевыми механизмами, главными передачами и гипоидными с небольшим смещением. Спирально-конические передачи и стандартные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, используемые в умеренно жестких условиях. В отличие от GL-2 имеет лучшие защитные свойства.

GL4

ТМ-4

Аналогична GL-3, отличие только в обязательном наличии противозадирных компонентов.

GL5

ТМ-5

Предпочтительно для гипоидных передач с уровнем MIL-L-2105 C/D, с гипоидными коническими зубчатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Оптимально для больших нагрузок с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные конструкции с работой при высоких скоростях, малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестеренок. В состав обязательно входят содержащие серу и фосфор противозадирные компоненты. Может иметь более широкую сферу применения, это указывается производителем в технической документации.

GL6

ТМ-6

Гипоидные передачи с увеличенным смещением, эксплуатируемые при больших скоростях, крутящих моментах и ударных нагрузках. Обязательны в большом количестве вещества с серой и фосфором, предупреждающие образование задиров, их число превышает таковое в GL-5. Сейчас группа практически не используется.

 

 

 

Классификация масел для 2-х тактных двигателей по API

 

 

TD

 

Лодочные моторы. Классы TC и TD параллельны и не взаимозаменяемы

 

TC

 

Для требовательных к качеству масла механизмов – мотоциклы, снегоходы и т.д. Используется вместо API TA и TB

 

TB

 

Для работающих на больших скоростях и с нагрузкой моторов с объемом 50-200 см3.

 

TA

 

 Для ДВС до 50 см3 и воздушным охлаждением.

 

 

 

 

Top